Москва, м.ВДНХ
Режим работы:
Ежедневно с 11.00 до 19.00
кроме понедельника

 

Пресса о ММК

Владимир Путин поздравил космонавтов, находящихся на орбите

Пресса о ММК

Год культуры в Российской Федерации

Департамент культуры Москвы

Мобильный планетарий

Мемориальный дом-музей академика С.П.Королева

Полное или частичное использование размещённых на сайте материалов возможно только с обязательной
ссылкой на сайт музея

Почтовый ящик космонавтов

Прямые сеансы связи в дни работы МАКС-2013

...все сообщения автора: Фёдор Юрчихин

 

Прямые сеансы связи с экипажем российского сегмента Международной космической станции в дни работы МАКС-2013, в ходе которых космонавты Павел Виноградов, Александр Мисуркин и Фёдор Юрчихин отвечали на вопросы победителей конкурса.




«Здравствуй, «Аист»

...все сообщения автора: Фёдор Юрчихин

«Kounotori», «Аист». Так называются японские грузовые корабли HTV, разумеется, космические.

Речь о четвёртом из них, который был пристыкован к МКС 9-го августа.

 

Одна из первых фотографий. Ещё далеко, но уже можно различить его двигатели

 Чем ближе к нам, тем больше он что-то    напоминал

 

 

 




Ответы на вопросы читателей

...все сообщения автора: Фёдор Юрчихин

Доброго здравия экипажу МКС!

С успешным началом, Федор Николаевич!

Время автономного полета "Союза" сократилось и в этой связи интересно узнать пару моментов. Снимает ли экипаж скафандры за эти 6 часов свободного полета? Как используется бытовой отсек в это время? Можно ли туда слетать в туалет, например?

Спасибо!

Сергей

 

Здравствуйте, Сергей!

По короткой схеме сближения с МКС стыковались пока только два экипажа - Павла Виноградова и наш. Мы уверены, по этой схеме пойдут и все остальные.

Что касается ваших вопросов, Вы знаете, наши экипажи по-разному подошли к этим «проблемам». Начиная с подготовки на космодроме. Старт обоих кораблей был ночным. Экипаж Павла сразу стал подстраивать свой режим подготовки к ночному старту. «Перевернул» время дня и ночи. Мы оставили все как есть. Переворот совершили одномоментно, перед стартом, за счет длительного дневного сна. И те короткие паузы отдыха, которые были у нас после выведения, мы тоже использовали по-разному. Экипаж Павла снимал скафандры и использовал бытовой отсек. Мы же все время находились в скафандрах, при этом не испытывали каких либо неудобств. В бытовой отсек, для работ по окончательной проверке герметичности корабля после выведения и установки видеокамеры на блистер, переместился только я. Ребята остались на своих местах. Мы, еще на Земле, оговаривали наши действия. Как и возможность перемещения каждого из членов экипажа в БО при необходимости. Не понадобилось.

Два экипажа – два разных подхода. Это не означает, что кто-то из нас делал что-то не так. Всё индивидуально. И экипаж Олега Котова, который уже на стартовой прямой, подойдет к этим «проблемам» исходя из своего опыта и предпочтения.

С уважением, Ф.Юрчихин.

 

 

 

В сообщениях о прибытиях космических грузовиков на международную космическую станцию много говорится о грузах. В их числе питание, воздух, подарки, горючее для двигателей станции.

Правильно ли я понимаю, что у самой станции своих двигателей нет? Любое перемещение станции и коррекция её орбиты осуществляется исключительно двигателями пристыкованных к ней космических кораблей?

Скажите, а как происходит дозаправка двигателей этих кораблей? Ведь не заливаете же вы горючее из канистр в бензобак, как при заправке автомобиля!?

С уважением, Дмитрий.

 

В воскресенье, 28 июля, к нам прибыл грузовой корабль «Прогресс М-20М». Стыковка прошла штатно, в автоматическом режиме.

 

«Прогресс М-20М» перед стыковкой. Фотография Александра Мисуркина.

 

В понедельник, 29-го, приступили к его разгрузке. В первую очередь – срочные грузы, связанные с проведением различных экспериментов, в основном биотехнологических. Попутно, и тоже в первую очередь, подарки и письма(!) от родных. Конечно, новости устаревшие. Но, уверяю вас, ничто не заменит писем, написанных рукой твоих родных и близких, хотя ты и разговаривал с ними пару часов назад.

Вы правы, среди грузов – вода, питание, книги, воздух, топливо, оборудование… Всего почти 2,4 тонны.

Что касается коррекции орбиты МКС, то она может осуществляться как за счет кораблей, находящихся на агрегатном стыковочном узле служебного модуля, так и, внимание, за счет двигателей самого служебного модуля. Расположены они тоже на агрегатном отсеке и использоваться могут только тогда, когда агрегатный узел свободен. Так что на станции, а конкретно, на российском сегменте, двигатели для осуществления коррекции орбиты имеются. Почему используются двигатели кораблей? Ответ прост – ресурс. Служебному модулю ещё летать и летать.

А такая операция, как дозаправка – это именно «заливка горючего из канистр в бензобак». Мы используем баки на служебном модуле и ФГБ для хранения окислителя и горючего. А «канистрами» являются баки грузовых кораблей. Система российского сегмента устроена таким образом, что при проведении коррекции орбиты грузовыми кораблями «Прогресс» можно использовать как топливо самого грузовика, так и топливо, находящееся в баках дозаправки на российском сегменте.

Операции по дозаправке проходят в автоматическом режиме. Нам, экипажу, нет необходимости вставлять «пистолет» в бензобак. Все коммуникационные разъёмы, в том числе и гидро, находятся на шпангоуте стыковочного узла грузового корабля.

 

 

Стыковочный узел грузового корабля «Прогресс М-20М».

Фотографирование его на этапах стыковки и расстыковки, одна из задач экипажа.

 

И европейский грузовой корабль ATV, снабжённый аналогичным российским стыковочным узлом, может совершать дозаправку баков российского сегмента компонентами топлива и коррекцию орбиты МКС.

С уважением, Ф.Юрчихин.

 

P.S. Грузовой корабль «Прогресс М-20М» осуществил сближение и стыковку с МКС по «быстрой» шестичасовой схеме. Можно с уверенностью сказать, «быстрая» схема – штатная схема. Но, безусловно, решающее слово за руководством.

 




«Наш дом – Земля-3»

...все сообщения автора: Фёдор Юрчихин

Здравствуйте Уважаемый Экипаж МКС-36/37.

У меня 2 вопроса:

1) Возможно ли сделать видео трансляцию с российского сегмента МКС, как у НАСА? Хотя бы несколько часов в сутки.

2) Что больше всего Вам нравится фотографировать с МКС? Будем рады увидеть ваши снимки Земли. Спасибо.

Денис.

 

      

Байконур
Эльбрус (Шат-гора)
Килиманджаро
Гималаи
Здравствуй, Денис!

      Вопрос о трансляции видео с российского сегмента зависит от возможностей и желания. Сегодня непрерывная, точнее достаточно длительная, ретрансляция видео с МКС возможна средствами американского сегмента и в зоне американских спутников ретрансляторов. Мы можем передавать сигнал с ТВ-камер российского сегмента на американский. Ну а далее на Землю. Чем часто пользуемся во время различных репортажей. Но участвовать в шоу, например «Дом на орбите-№?»… Вспоминается Шарапов из прекрасного фильма «Место встречи изменить нельзя» - «спасибо, не надо». Другое дело, что количество репортажей необходимо увеличить. И хорошо бы интересных. Но это зависит от загруженности экипажа.

     Что касается второго вопроса – он и простой и сложный одновременно. Самый простой ответ – нашу Землю. Поверьте, для человеческого глаза нет милей и красивей картины, чем наша планета. Ведь она – наш дом. А конкретные места, виды? Вот это уже сложно. Я всеяден. Это и места где живут родные и близкие мне люди, город, в котором родился, исторические города, великие. И наша Москва среди них. И не только она. Или вот пример Байконур. В переводе с казахского – богатая долина.

     Из каждого полёта привожу множество очень похожих друг на друга снимков этого города. Почему? Надеюсь, объяснять не надо. Но этот один из первых в этой экспедиции. Уверен, завтра, через месяц-два, в последние дни экспедиции, пролетая над ним, рука опять потянется к фотоаппарату, и палец будет нажимать и нажимать.

     Или другой пример - Эльбрус (Шат-гора). Разве может этот красавец не привлечь к себе внимание. И породить мечту – взобраться на него. В сентябре 2011 года мечта воплотилась в реальность. Благодаря друзьям и под руководством Абдулхалима Эльмезова мы забрались на западную вершину Эльбруса. 

     В 2012 году, в феврале, если не ошибаюсь, Абу, так близкие называют Абдулхалима, покорил Килиманджаро. И эта фотография для него. А я уже был на подготовке. И, увы, не смог составить ему компанию. Пожелаем удачи Абдулхалиму. Ведь ему покорились самые высокие вершины Европы, Африки и Азии, а значит и мира. Джомолунгма (Эверест) дважды!

   Как видите, горы одна из любимых тем. Как и многие географические достопримечательности. Ведь под тобой самый большой глобус – сама планета. Живая.

 

Водопад Виктория
Пирамиды Гизы
Вечер на Камчатке
 

    И эти фотографии тоже были. И фотографии Камчатки. 

    Но, согласитесь, у природы нет одинаковых дней, вечеров… Каждый раз в этих фотографиях находишь что-то новое для себя. А главное – я могу это сделать сейчас.

    Нравиться всё. И закаты-восходы, Луна, реки, острова… И «Space-Techno- Symphony». Так называется раздел с фотографиями, посвященный деятельности человека в космосе. И многое другое.

 

 

Боюсь, я так и не ответил на Ваш вопрос. Возможно потому, что мне более важно, чтобы в галерее фотографий (О нас) каждый из вас нашёл хотя бы одну, которая ему бы понравилась. Чтобы глядя на неё, он осознал: Наш дом – Земля!

 

С уважением, Ф.Юрчихин.




Хроника недели. Наука

...все сообщения автора: Фёдор Юрчихин

Добрый день!

Какой эксперимент на станции был самым запоминающимся для вас?

Хайбулина Лилия.

 

Доброе время суток всем. Как и обещал, немного о науке. На каждой из встреч с журналистами нам задают один и тот же  вопрос – о научной программе предстоящей экспедиции. На предполётной встрече с журналистами в Звёздном городке Лука Пармитано, отвечая на данный вопрос, подчеркнул, что каждый день на МКС проводится 130-150 экспериментов. Правда экипаж участвует только в части из них. Некоторые проводятся в автоматическом режиме. Расскажу о двух экспериментах, в которых на прошлой неделе участвовали члены нашего экипажа.

 

Capillary Flow Experiment CFE-2

 

Изучение поведения жидкости в невесомости возможно одно из интереснейших направлений в космической науке. И очень эффектное. Пролетая по американскому сегменту, заметил, что Карен Найберг колдует над небольшим прибором. Ба, так это изучение капиллярных свойств жидкостей различных плотностей. Как тут не запечатлеть этот процесс?

       

Такого рода экспериментов много. Имеют они и прикладное значение. Как пример – прогноз поведения топлива в баках космических аппаратов. Проведение экспериментов требует выдержки, спокойствия, терпения, деликатности. Как видим, Карен - эталон экспериментатора.

 

«Плазменный кристалл»

 

Павел Виноградов за управляющим компьютером с интересным названием «Телесайенс»
Начало эксперимента «Плазменный кристалл»: в начале не было ничего

В ходе эксперимента «Плазменный кристалл»: Живое существо? Маленькая Галактика?
Экспериментов много. Из любимых – это различные геофизические эксперименты, мониторинг Земли. Эксперименты, в которых используется самая разнообразная фото и спектрометрическая аппаратура. К сожалению, мимо меня прошли эксперименты с растениями. А вот о мухах я уже писал в прошлом полёте. Возможно, впереди встреча с «Кулоновским кристаллом». Во всяком случае, надеюсь. Но сейчас речь о другом кристалле. О «Плазменном».

 

Этому эксперименту много лет. Впервые я столкнулся с ним в 2007 году. Во время 15-ой экспедиции. Это были незабываемые, завораживающие дни работы с данной аппаратурой. Один из самых интереснейших и запоминающихся экспериментов, в которых я участвовал. И вот, очередной полёт на МКС. Знакомая аппаратура, собранная схема и очередная серия экспериментов, начатая Павлом Виноградовым.

 

Что же интересного в этом эксперименте? Не буду грузить вас научными терминами. Желающие могут сегодня отыскать необходимую информацию в «сети». А вот самое завораживающее – это момент создания «пылевой плазмы» в экспериментальном блоке.

  

Причем создание это творится руками космонавта, который и управляет процессом. Конечно же, с помощью специалистов на Земле. И вновь, как и много лет назад, я услышал голос Андрея Липаева, сопровождавшего этот эксперимент в ЦУПе. И многих-многих из команды «Плазменного кристалла». И вновь почувствовал, как и много лет назад, что мы, возможно, участвуем в создании живого существа другого мира. Или маленькой Галактики?

 

Что же на этот раз создал Павел? Может, есть другие варианты? Решать вам. Но уж точно, не «пылевая плазма».

 

С уважением Ф.Юрчихин.

 

P.S. К сожалению, это была последняя серия экспериментов с «Плазменным кристаллом».

 

 

 

 

 

 

 

 




Хроника недели в фотографиях

...все сообщения автора: Фёдор Юрчихин

Доброе время суток, дорогие читатели. На борту достаточно горячие дни. Очередная неделя пролетела на удивление быстро. А событий было предостаточно. Судите сами.

 

Расстыковка грузового корабля «Прогресс М-19М»

 

И всех интересовала антенна системы «Курс», с которой были связаны определённые проблемы при стыковке данного корабля к МКС.

 

Расстыковка корабля
«Прогресс М-19М» с МКС

«S-T-S». Прогресс готов к
выполнению научных
экспериментов в
автономном полёте

  

После расстыковки «Прогресс» ещё поработает на орбите, выполняя научные эксперименты.

 

«Эйнштейн» прибыл на МКС

 

Лука Пармитано и Александр Мисуркин
во время стыковки с «Альбертом Эйнштейном»
«Альберт Эйнштейн» - первый европейский корабль, с которым мне довелось встретиться на орбите и четвёртый в серии. Так получилось, что дважды готовился к встрече с ATV. И дважды он уходил от меня. Но Лука Пармитано, ещё на Земле обещал, на этот раз все шансы с ним встретиться. Ещё бы, ведь они с Александром Мисуркиным работали за пультом управления ATV, установленным на российском сегменте. И совместно с ЦУПами Москвы и Тулузы контролировали процесс сближения.

Все остальные заняли места у иллюминаторов и щелкали, щелкали…

 

ATV-4. Одна из первых фотографий на этапе сближения. Расстояние около 16 километров
ATV-4. На пути к МКС
ATV-4. Маневр в точку зависания напротив стыковочного узла

По прибытию в точку зависания, расположенную в 250 метрах от оси агрегатного узла СМ, специалисты в Тулузе анализируют системы ATV, а специалисты в Москве - готовность российского сегмента к стыковке. 

ATV-4. В точке зависания

 

После анализа, выдается команда на дальнейшее сближение, до очередной точки зависания - 19 метров.

ATV-4. К стыковке готов

ATV-4. Начало сближения

Очередная точка – 11 метров, и финальный отрезок со скоростью 7 см/с. Сантиметров!

ATV-4. Медленно и верно

ATV-4. Мгновения до касания
 

Фёдор Юрчихин:
фотоаппарат и
объективы всегда
должны быть
под рукой
Сближение и стыковка прошли без замечаний. Мы снимали и снимали, так и не заметив момента касания этой махины по имени «Альберт Эйнштейн».

Необходимо сделать как можно больше снимков конструкции кораблей во время расстыковок-стыковок, для последующего анализа их специалистами на Земле. В один из таких рабочих моментов и подловила меня Карен Найберг.

Во время технической съёмки найдется время и для других кадров.

«S-T-S»

«S-T-S»

К сожалению, на сегодня это всё. А ведь на прошедшей неделе мы занимались и подготовкой к выходу, экспериментами…

В следующий раз. Как и ответы на ваши вопросы.

С уважением, Ф.Юрчихин.

О нас




Дорога домой. Начало

...все сообщения автора: Фёдор Юрчихин

 

На этот раз мы стыковались сразу к «Рассвету». И одна из первых фотографий – фото нашего «Союза» из «Cupola»


Ну а попав в «Cupola» невольно хочется задержаться, глядя на окружающую нас красоту

И дождаться очередного кадра

        Итак, дорогие читатели, мы продолжаем. Прошлый раз я закончил свои репортажи небольшой статьёй «Дорога домой». Прошло три года. Я вновь на МКС и впереди долгая-долгая дорога. Дорога домой.

        Прошло почти две недели с нашего старта. Старта с быстрой схемой стыковки. Представьте себе – менее чем через 6 часов мы уже состыковались с МКС. Мы долго шли к этому. Еще на этапе разработки эмблемы нашего «Союза», мы заложили в неё нашу мечту в виде 4-х орбит. Осенью прошлого года решение о быстрой стыковке было принято только для экипажа Павла Виноградова. После чего необходим был тайм-аут для подробного анализа данной схемы. И только потом принятие решения о возможности дальнейшего её использования при последующих стартах. А времени между стартом Павла и нашим было ох как мало. Я благодарен всем-всем, кто верил в нас. Всем, кто принимал это решение. Экипажу, которому пришлось проводить дополнительные тренировки на Земле. И Лука, и Карен, безусловно, заслужили самых добрых слов. Без их поддержки было бы очень трудно.

         А до старта – две недели на Байконуре. Замечательное время для всех нас. И с погодой повезло. И наши семьи прибыли на старт и наблюдали его до самой стыковки. И, вместе с тем, было ощущение медленно сжимающейся пружины. Более тугой, чем раньше. Ответственность?! Пружины, сработавшей в нужный момент. И во время её срабатывания весь накопленный багаж знаний, полученных на тренировках, отработал, как часы. Невостребованными остались знания по нештатным ситуациям. Техника показала себя абсолютно надёжной. Спасибо, всем, принявшим участие в её создании и эксплуатации.

        А потом было касание, механическое соединение и сцепка! И голос Владимира Алексеевича Соловьева, поздравившего экипаж с прибытием на МКС. Открытие люков, объятия с Павлом, Александром и Крисом. Мы на станции.

       Впереди много работы. Уже начали подготовку к выходу. Александр и Лука готовятся к стыковке с «Альбертом Эйнштейном». На этой неделе расстыковка с «Прогрессом». Дорога домой обещает быть интересной.

        С уважением, Ф.Юрчихин.

 

 

 

 




Ответы на вопросы читателей

...все сообщения автора: Фёдор Юрчихин

Серия «Space-Techno-Symphony».

Панорама из «Cupola»

Один из датчиков на штанге с аппаратурой «Обстановка». А в отражении мы

Здравствуйте уважаемые космонавты!

У меня есть несколько вопросов к Фёдору Николаевичу.

Федор, скажите пожалуйста, со времени вашего прошлого полета на МКС что-то изменилось в расположении вещей? Какие ощущения у Вас возникли при прибытии на «рабочее место»? Планируете ли вы продолжать Ваш проект фотовыставки «Наш дом – Земля»? (фотографии на сайте Роскосмоса все смотрела. Шикарные работы).

С уважением, Елена.

 

Здравствуйте Елена.

Спасибо за тёплые слова.

Первые ощущения на МКС связаны с нашей «короткой» стыковкой. От момента старта и до касания – меньше 6-ти часов! Наш экипаж долго шел к этому. Это была наша мечта, и она осуществилась. Спасибо всем, кто верил и помог нам. Ну а позже, лично у меня, появилось ощущение кратковременного отсутствия на ней, на станции. Буквально отсутствовал 2-3 месяца. Хотя прошло три года. Большая часть вещей на своих местах. Удобный, годами выстроенный порядок. Есть что-то новое. Например, новая отечественная беговая дорожка в Служебном модуле нашего сегмента. Уже ее опробовал. Снаружи на российском сегменте в предыдущем выходе Павел Виноградов и Роман Романенко установили две штанги  с аппаратурой обстановка. И они видны из иллюминаторов. Вот когда к российскому сегменту пристыкуется новый модуль, изменений будет гораздо больше. Увы, мне его не увидать. По плану он прибудет на станцию уже после нашего возвращения.

Да, на нашем сегменте стало немного тише – поменяли вентиляторы на менее шумные!

А «Наш дом – Земля» обречен на продолжение! Ведь до сих пор имеются объекты, которые не смог снять в предыдущих полетах. Все впереди.

С уважением, Ф.Юрчихин

 

   

Так выглядит MELFI

Карен Найберг при работе с MELFI

А это - Glacier

Merlin-ы. В работе только один из них

Приветствую, Федор Николаевич!

    Принимая во внимание плотность графика работ, производимых на борту МКС, возможно ли в рамках вашей экспедиции снять на видео каплю воды до заморозки и после?

    На Земле вода при её заморозке имеет свойство расширяться.

    Будет ли заметно увеличение объема шарика воды в невесомости при его заморозке?

    Для стабилизации в замкнутом пространстве можно использовать нить.

    С уважением, Вячеслав Котов.

 

     Здравствуйте Вячеслав.

    Проблема не в плотном графике. Каждый эксперимент, а в данном случае мы ведем речь именно о проведении такого рода эксперимента, требует как специального оборудования, для его проведения, так и средств регистрации результатов эксперимента.

    Из работающего на сегодняшний день оборудования, создающего низкую температуру, на борту МКС имеются  холодильники нескольких типов. Все они на американском сегменте. MELFI – предназначен для хранения результатов биологических экспериментов. Например, проб крови. Температура внутри – минус 90о- 95о Цельсия. Glacier – сейчас отключен. Очень интересный агрегат с возможностью, насколько помню из уроков в Хьюстоне, создавать температуру до минус 160о- 165о Цельсия. Это специализированные холодильники. Работа с ними только по указанию Земли. Merlin – холодильник, которым пользуется экипаж. До минус 18оС. В нём мы можем готовить себе мороженое. Что касается средств регистрации, это телеметрия, которая есть у Земли. У экипажа свободный доступ только к Merlin-у.

      Вместе с тем, ваша идея интересная. Возьмём её на обдумывание.

      С уважением, Ф.Юрчихин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Федор Юрчихин: "Остались считанные часы на станции"

...все сообщения автора: Фёдор Юрчихин

«Суета»
Как ни банально, но рано или поздно все заканчивается. Подходит к завершению и наш полет. Для Дага, Шеннон и меня - суетные дни по подготовке к возвращению. Для нас - радостные. Для Александра, Олега и Скотта – обычные рабочие будни, да еще и связанные с нашими хлопотами и сборами. На них запланировано много задач по подготовке различных грузов к возвращению – пробы воды, микрофлора станции, результаты экспериментов… Многое. Одно слово – суета. Космическая. И вспомнилось, как улетал экипаж Александра Скворцова.


«Он улетел! Но обещал вернуться…»
 «…мы все немного поволновались из-за неисправности стыковочного узла. Впрочем, никто ни на секунду не сомневался, что профессионализм космонавтов и сотрудников ЦУПа позволит решить задачи любой сложности, что вы и продемонстрировали. Поздравляем ребят с успешным возвращением! А к Вам вопрос: расскажите подробнее, что произошло, может быть, и фотографию той самой шестеренки покажете?»

Адольфо Мансилья


«Уважаемый Федор, во время отстыковки «Союза» Вам и Вашим коллегам пришлось пережить немало сложных минут, но, к счастью, команда блестяще справилась с испытанием. Мы гордимся вами и от всей души желаем, чтобы в будущем все полеты проходили идеально. Что чувствует космонавт в нештатной ситуации? Есть ли особые «космические» методы для борьбы со стрессом?»


Об этом хотелось написать сразу же, по горячим следам. Очень непростые сутки выдались для всех нас. И для ребят в «Союзе», и для нас, на станции. Но особенно для ЦУПа. Почему? Владимир Алексеевич Соловьев, первый заместитель генерального конструктора РКК «Энергия», руководитель полета российского сегмента МКС, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, как правило, выходит на экипаж в трех случаях. Первый – поздравляет или напутствует экипаж после или перед ответственными операциями. Например – после выведения, стыковки, перед спуском. Сюда же можно отнести и праздники, дни рождения. Во-вторых, если на борту происходит экстраординарная ситуация. Как мы говорим – нештатка, и очень серьезная. Про третий случай рассказывать не буду. У нас его не было и, надеюсь, не будет. В ночь с 23 на 24 сентября Владимир Алексеевич выходил на нас дважды.
А все начиналось задолго до этой ночи. Ребята готовились к спуску, четко по графику. И загрузка корабля, и последние эксперименты, тренировки, как медицинские, так и по программе спуска. Вечер перед расстыковкой словно спрессован. Укладка срочных грузов. Как правило, это результаты биотехнологических экспериментов, которые в первую очередь необходимо достать из спускаемого аппарата на Земле и передать науке. Мне повезло работать с дрозофилами. Мы, как завороженные, стояли и смотрели на эти маленькие создания. Удалось даже быстро сфотографировать контейнеры. После укладки грузов - доклад Александра Скворцова, командира экипажа, Земле о готовности корабля к спуску. Есть запас порядка 30 минут, когда мы все собрались вместе. На нас вышел ЦУП и Владимир Алексеевич очень тепло поблагодарил ребят за проделанную работу и сказал несколько слов о предстоящем спуске. После чего перебрались в модуль «Поиск», обнялись и приступили к процедуре закрывания люков. Саша закрыл люк корабля «Союз», я закрыл станционный. Земля дала добро на проверку герметичности. Все шло штатно. Мы, те, кто остался на станции, прислушивались к переговорам «Утёсов» с ЦУПом. Все как всегда, пока Земля не сообщила о том, что один из датчиков на станции не сработал. Следовательно, нет обобщенной команды разрешающей расстыковку. Необходимо проверить станционный люк. Проверки, повторные открытие и закрытие люка не помогли. А время поджимает. Станция упорно держит корабль в своих объятиях. На связь с нами вышел руководитель полета. И ты понимаешь - ситуация очень и очень серьезная. По пустякам Владимир Алексеевич экипаж не тревожит. Его четкие указания и спокойствие передались нам. И тут же заработал багаж знаний и тренировок, полученных в ЦПК, опыт, приобретенный в предыдущих полетах. Связь с ЦУПом четкая, лаконичная. Параллельно работают и ребята на «Союзе». При этом никакого хаоса. Ведь ты понимаешь, внизу, на Земле, лучшие специалисты решают эту головоломку, изыскивают пути выхода из этой нештатной ситуации. Александру Скворцову и его экипажу передали решение о переносе стыковки на резервный виток и они продолжают работу со стороны «Союза». Для меня - новое задание. Снять кожух привода крышки. Даг и Шеннон сзади, помогают. Демонтированы панели, добрался до последнего винта, удерживающего кожух, снимаю… И успеваю заметить, как небольшой предмет, похожий на звездочку, буквально в мгновение исчезает за кожухом механизма закрытия крышки люка. Тут же сообщаю об этом Земле. Это мог быть и посторонний предмет. Иногда такое случается. Не все удерживается в руках. Потом собираем на сетках вентиляторов. Но где-то внутри засела заноза – вот она, разгадка. Везение продолжалось. Удалось его обнаружить и с помощью магнитной отвертки и намотанной проволоки буквально выудить. Это оказалась та самая шестерёнка. Дальше фото на Землю. А ЦУП уже летит вперед, он уже знает, что делать дальше, у него уже готово решение. Еще чуть-чуть. Жаль, нам немножко не хватило времени.
А дальше – перенос расстыковки на сутки. В который раз за этот вечер-ночь открываю станционный люк. Ребята открывают свой. Первым вплывает Михаил. И я кричу ему – «Он улетел! Но обещал вернуться…» Смеемся. К смеху присоединяется и Александр и даже не понимающие значения этой фразы Трейси, Даг и Шеннон.
За неделю-другую до расстыковки, на нашей кухне, за чаем, я предложил ребятам – оставайтесь, пофотографируем, поработаем еще. Михаил ответил – домой, так домой. На что я и произнес фразу, ставшую заглавием. Конечно, не так душевно, как Фаина Георгиевна. И все же, смеху хватало.
Ну, а дальше – опять работа. Михаил быстро занимается биотехнологией. Надо спасать результаты для науки. Все в холодильник, срочно! А мы с Александром под руководством ЦУПа продолжаем работать над нештатной. Спокойно, четко. Головоломка решена. Крюки открыты. Завтра у ребят все будет замечательно.
На следующий день после закрытия люка я сказал – «Все! Больше люк я открывать не буду». А дальше все было штатно... И Владимир Алексеевич выходил на связь только один раз.
Хочется сказать несколько слов о ребятах, об Александре, Михаиле и Трейси. Уже мысленно быть на Земле, родные, друзья… И вдруг – еще одна ночь на станции. Вы знаете, ни капли раздражения или недовольства в них я не заметил. В очередной раз показали себя профессионалами.
А ЦУП Хьюстона устроил для нас прямую трансляцию с места посадки. И мы вместе со многими на Земле наблюдали практически все этапы возвращения «Утесов» на Землю. И очень захотелось огурчиков.
А Шеннон так, невзначай, спросила насчет наших крюков. И обрадовалась, когда узнала, что на нашем стыковочном узле со стороны станции крюки открыты.

 

«Я говорю вам – До свидания!»
Моя последняя заметка. Всем, кто посещал блог, кто отзывался – огромное спасибо. Спасибо за общение. Спасибо всем тем, кто организовал и поддерживал блог, помогал мне. По возвращению обязательно сам зайду на него и погляжу. Ведь любопытно, как все выглядело. Надеюсь, в скором будущем  на нашем сегменте будет интернет и ребятам будет легче общаться. И оперативней. До свидания и С НОВЫМ ГОДОМ!

 

«Дорога домой»
Остались считанные часы на станции. Я не задаю себе вопрос, вернусь ли я сюда еще раз. Меня ожидает главная дорога жизни – Дорога домой!

 

С уважением  

Ф.Юрчихин




Федор Юрчихин - для Сэдры Рамхамадани, победительницы конкурса "Звонок с орбиты"

...все сообщения автора: Фёдор Юрчихин

 

 

 

Федор Юрчихин - для Сэдры Рамхамадани (Сирия):  


Здравствуй Сэдра!
Твое письмо самым чудесным образом попало к нам, на станцию. И твой рисунок. И мы знаем, что в Сирии живет девочка, которой скоро исполнится 9 лет. И она знает и любит космонавтику, учит русский язык, любит рисовать. И мечтает. Приехать в Россию, побывать в Москве. О многом. Потому, что ты любишь смотреть на звезды. И это мы тоже знаем из твоего письма. А когда будешь смотреть на звездное небо и, вдруг, увидишь падающую звезду, обязательно задумай желание. И оно исполнится. Правда, правда. Я, когда был маленьким, тоже любил смотреть на звезды, особенно на созвездие Ориона. И тоже загадывал желания. И они исполнялись. И самое главное из них – я стал космонавтом. И сейчас, из космоса, я тоже люблю смотреть на звезды. Они выглядят иначе, чем с Земли. Они ярче и их гораздо больше. Хотя все созвездия узнаваемы. И Большая Медведица, и Орион, и Телец, и Скорпион… Многие другие. А падающей звезды я еще не увидел. Но все время смотрю на небо. И ты смотри. Обязательно. Ведь детям, а особенно девочкам, должно везти.

 


Нам очень понравился твой рисунок. Мы его распечатали, подписались. Высылаю тебе фотографии. Это наш подарок тебе. Ведь ты подарила нам свои звезды!

 


И еще несколько фотографий из космоса для тебя и твоего брата. Среди них нет Сирии. Но это пока. Я обязательно постараюсь ее сфотографировать и прислать тебе.

 

 

 


Когда исполнится твоя мечта, и ты приедешь в Москву, обязательно побывай в Мемориальном музее космонавтики. Он огромный! И там очень и очень интересно. Много экспонатов, фотографий. Есть скафандры. И даже космические корабли. Самые настоящие! Я, думаю, тебе будет очень интересно.
Передавай большой привет твоему брату. И, конечно же, маме и папе. От всего нашего экипажа.
Удачи тебе во всех конкурсах. И в жизни!


С уважением, 

Ф. Юрчихин.

 

 

 

 

 

 

 





Страницы: 1 2 3 4 ... 11