Москва, м.ВДНХ
Режим работы:
Ежедневно с 11.00 до 19.00
кроме понедельника

 

Пресса о ММК

Владимир Путин поздравил космонавтов, находящихся на орбите

Пресса о ММК

Год культуры в Российской Федерации

Департамент культуры Москвы

Мобильный планетарий

Мемориальный дом-музей академика С.П.Королева

Полное или частичное использование размещённых на сайте материалов возможно только с обязательной
ссылкой на сайт музея

Понятие ценности

07.01.2021


Чтобы объяснить понятие ценности, Соссюр обращается к метафоре шахмат. Если во время игры какая-либо фигура теряется, то в качестве ее замены игрок может использовать что угодно: он волен выбрать для этого любой предмет, а при условии хорошей памяти даже отсутствие предмета. Достаточно функции фи^гуры в системе, которая сообщает ей определенную ценность (так же, как меняющееся положение фигуры во время игры определяет ее меняющееся значение). «Если вы прибавите к языку один знак, — пишет Соссюр, — то в той же пропорции уменьшите [по ценности] другие. И наоборот, если вы оставите себе только двазнака <.. ">, то все [возможные] значения придется поделить между ними. Один будет обозначать однуполовину объектов, другой — другую». Ценность каждого из двух этих непредставимых знаков былабы в таком случае неизмеримо велика.


Хотя Пикассо никогда не читал Соссюра, он открыл то. что отец структурной лингвистики назвал -«произвольностью знака», в своих собственных визуальных терминах. Поскольку знаки определяются их противопоставлением другим знакам в данной системе, что угодно может за- менятьместо чего угодно другого. лишь бы оно отвечало правилам этой системы. Используя седло и руль велосипеда, Пикассо остается в пределах фигуративности: с помощью минимума средств он составляет разнородные элементы так, чтобы в них можно было узнать рогатую голову быка, и вместе с тем демонстрирует метафорическую силу ассамбляжа.


После этих рассуждений не кажется удивительным то, что Якобсон и русские формалисты пришли к аналогичным выводам через изучение кубизма — в частности, в варианте Пикассо, который с почти маниакальной настойчивостью демонстрировал взаимозаменяемость знаков в своей живописной системе и игра которого на минимальном усилии, нужном для превращения головы в гитару или бутылку (в серии коллажей 1913 года), кажется прямой иллюстрацией положений Соссюра. Судя по этому метафорическому превращению, Пикассо, вопреки мнению Якобсона, не ограничивался склонностью к метонимии. Напротив, его, похоже, исключительно привлекали комбинированные струк'туры, метафорические и метонимические одновременно. Характерна в этом отношении скульптура 1944 года «Голова быка» [2), где смежность (метонимия) велосипедных руля и седла создает метафору (сочетание двух этих частей велосипеда похоже на голову быка). Но подобных внезапных превращений, основанных на двух структуралистских операциях — замещении и комбинации, в творчестве Пикассо великое множество. Его кубизму вполне подходит характеристика Барта — «структуралистская деятельность»: ведь он не только производил структурный анализ изобразительной традиции западного искусства, но и структурно же разрабатывал новые объекты.


Скучаете? Вулкан клуб предлагает богатый выбор азартных игр http://wildkids.biz/1801-vulkan-klub-bogatyy-vybor-azartnyh-igr.html.